Как низкая квалификация кадров снижает производительность труда на полимерном предприятии
Сегодня в России нет бесплатных государственных учебных заведений, готовящих наладчиков термопластавтоматов или экструзионной линии. Хотя стандарты профессии уже разработаны.
В суровых реалиях отечественного полимерного производства наладчик для ТПА или экструзионной линии — это, как правило, самоучка. Или человек, закончивший технический ссуз по общей специализации, позволяющей работать с оборудованием, и прошедший дополнительные курсы по работе на полимерном оборудовании. И оттого, как и откуда он черпал информацию, во многом зависит его текущая квалификация.
Спойлер: и это все еще не гарантия высокой квалификации. В нашей практике работы с производствами бывали случаи, когда она оставалась низкой даже у инженеров с многолетним опытом. Поэтому поговорим о том, как низкая квалификация кадров приводит к убыткам на полимерном предприятии и расскажем, как повысить эффективность производства.
Почему высшее образование — не гарантия высокой квалификации
Минутка анализа научных исследований. НИУ Высшей школы экономики представил интереснейший доклад на тему парадоксов взаимосвязи производительности труда и человеческого капитала. По сути он стал подтверждением устоявшегося тезиса: высшее образование сотрудников — не гарантия их высокой квалификации.
Под человеческим капиталом стоит понимать все воплощенные в людях продуктивные качества, в том числе знания, навыки и квалификацию. Его принято считать основой движения технического прогресса. Очевидно, что развитый человеческий капитал – основное условие и роста производительности труда.
Но в российских реалиях ситуация несколько другая. Так исследователи изучили связь между величиной ВВП на душу населения и долей граждан трудоспособного возраста, имеющих третичное (читай — высшее) образование. В мире все просто: в богатых странах люди лучше образованы, чем в бедных. Но есть государства-исключения, Россия входит в их число. По доле населения с высшим образованием наша страна — среди первых, а по производительности труда — в отстающих. Выходит, что или человеческий капитал в России низкого качества, или он не может реализовать свой потенциал.
Здесь важно обратить внимание на еще одно исследование, затрагивающее цикл знаний и навыков российских работников.
При этом наиболее нуждающиеся в переобучении сотрудники его обычно не получают. А из-за слабой конкуренции и повышенной мобильности работников предприятия откровенно не хотят инвестировать в образование персонала, что приводит к его профессиональной деградации.
Несмотря на то, что российские вузы ежегодно выпускают свыше 1 млн специалистов с высшим образованием, проблема низкой квалификации кадров остается. И особенно остро ее ощущает полимерное производство, для которого не предусмотрено госпрограмм и специальных курсов по переобучению персонала.
Как низкая квалификация персонала снижает производительность труда на полимерном производстве
Полимерное и экструзионное производство относится к числу высокотехнологичных, требующих использования оборудования со сложной конструкцией и специфическим программным обеспечением. Оно остро нуждается в квалифицированных кадрах. Проводить обучение необходимо при каждом внедрении нового оборудования. Так если ранее инженер-наладчик для экструзионной линии работал только с кнопочными машинами, а теперь на предприятие приходит техника на контроллере с PLC, ему точно придется учиться управлять ей.
К чему приводит низкая квалификация сотрудников на полимерном производстве:
- Аварии — часто с выходом оборудования из строя.
- Простои — устранить аварию за минуту невозможно.
- Брак — выпуск продукции, не соответствующей нормам и техническому заданию клиента.
- Срыв сроков — часто именно из-за некомпетентности персонала.
- Потери для предприятия — финансовые и репутационные.
Срыв сроков поставок и бракованная продукция приводят к тому, что производство теряет клиентов, портит себе репутацию и несет убытки. К последним добавляются расходы на ремонт и техобслуживание оборудования, на оплату «бесполезных» рабочих часов сотрудников во время простоя, на испорченные материалы, а также на переработку или утилизацию испорченной продукции.
Единственный способ избежать репутационных и финансовых потерь — повышать квалификацию персонала. Регулярно и ситуативно.
Производство изделий для литья пластмасс под давлением и другие процессы на полимерных предприятиях требуют высокой квалификации от инженеров. Если разнорабочих можно найти всегда, то привлечь специалистов, которые готовы эффективно работать с передовым оборудованием сложно. И их тоже нужно будет обучать. Но в итоге квалифицированный наладчик сможет влиять на качество изделия — его отливку, равномерность цвета и формы, соответствие ТЗ заказчика. Он не допустит выхода оборудования из строя и сможет выполнить работу вовремя.
Пример
Мы поставили клиенту экструзионную линию для производств гладких труб, которая при правильной настройке может производить 20 м/мин продукции. На стадии установки инженеры завода-изготовителя «разогнали» оборудование до максимальной мощности путем подбора режимов разных узлов и их синхронизации. Но на данный момент производительность линии не превышает 15 м/мин — наладчикам клиента просто не хватает знаний и навыков, чтобы добиться максимальной производительности оборудования.
Это об эффективности. Аварийного выхода оборудования из строя и внеплановых простоев из-за низкой квалификации сотрудников еще больше.
Пример
Сотрудникам, работавшим в ночную смену, поручили к утру изготовить партию продукции для утренней отгрузки. Но поставка сорвалась. По объяснениям наладчика, в полночь термопластавтомат перестал работать — материал не впрыскивался в пресс-форму. Почему — неизвестно. Технический директор сразу нашел причину неисправности: наконечник сопла находился в неправильной позиции. Чтобы машина подавала сигнал о впрыске, достаточно было просто поправить его. Работы на минуту. А в итоге убытков на десятки тысяч.
Как повысить квалификацию кадров на производстве?
Очевидно, что необходимо обучать их. Но кого и чему именно? В одних случаях требуется комплексное обучение, в других — ситуативное. Например, работе с конкретной экструзионной линией. Ввиду отсутствия учебных заведений, готовых взять на себя подготовку и переподготовку кадров, особое значение имеет инжиниринг для полимерных производств.
Наш опыт говорит о том, что организовать качественное обучение может только компания, которая напрямую работает с производителями оборудования и обладает достаточной компетенцией.
К сожалению, руководители производств часто пребывают в неведении: они не только не могут подобрать качественные образовательные услуги, но и не осознают их необходимости: мастера твердят о том, что все в порядке, а убытки списываются на «рабочие моменты». А ведь достаточно один раз заказать профессиональный аудит, чтобы понять причину низкой производительности труда и оценить ее масштабы.
Но есть еще один важный момент — мотивация сотрудников. Если ее нет, то никакое обучение результата не даст. А так как у инженеров-наладчиков ТПА и экструзионной линии даже разрядов нет, то они почти всегда получают одинаковую зарплату. Важно принимать верные управленческие решения и мотивировать сотрудников.
Пример
Когда наш директор руководил литьевым производством, он создал внутреннюю систему классификации для наладчиков, от которой зависела их зарплата и уровень доверия. В ней было 5 разрядов: 1 и 2 разряд — практиканты-теоретики, которые работали помощниками и обучались, 3 разряд — сотрудники, работавшие на литье несложных изделий, 4 разряд — производство более сложной продукции, 5 разряд — универсал, готовый справится с любыми задачами. Присвоение разряда при этом проходило следующим образом: директор шел с наладчиками в цех, сбивал все настройки на ТПА и просил настроить цикл снова. В зависимости от результатов, инженеры получали внутренние, неофициальные, но влияющие на их работу и доход разряды. И это мотивировало их обучаться.
Мы понимаем, что далеко не каждый руководитель может провести такое тестирование. Не стоит забывать об альтернативе — можно привлечь к работе компетентных специалистов. Мы всегда готовы помочь вам и провести технический аудит, помочь выявить слабые места на производстве и организовать обучение персонала.
Наш подход
Также при запуске оборудования, мы обязательно проводим обучение персонала и даем исчерпывающую инструкцию по запуску и обслуживанию оборудования.
Обязательные пункты, которые мы даем при обучении, касаются контроля работы оборудования и его обслуживания, наладку и запуск оборудования, смену оснастки, управление технологическим процессом. Инженеры-наладчики обязательно показывают и рассказывают как:
- осматривать оборудование и поддерживать его в чистом виде,
- осуществлять контроль жидкостей и в какой момент их обновлять (масла и теплоносителя)
- и какие параметры при работе контролировать и регулировать,
- установить и отрегулировать пресс-форму,
- устранить мелкие неполадки самостоятельно
- определять соответствие изделия требованиям.
По итогу сервисный отдел выдает наладчикам/операторам сертификаты, подтверждающие обучение. И после того, как оборудование встает на гарантийное обслуживание сервисная служба помогает персоналу в решении текущих проблем и дает инструкции онлайн и офлайн, если это необходимо.
Окажем сервисную поддержку производствам с любым полимерным оборудованием, необязательно поставленным нами. Вы можете оставить запрос по вашей проблеме любым удобным способом.